Импортозамещение в действии или пионерский марш!

UGB-996.jpg

Самоходные установки для инженерно-геологических изысканий, обеспечивающие комплексные полевые исследования грунтов в труднодоступных районах, в условиях неразвитой дорожной сети и полного бездорожья, особенно актуальны для России (где, как известно, дороги – одна из двух главных бед).

Идеальным средством транспортировки технологического оборудования в подобных условиях являются гусеничные вездеходы и потому отечественные машиностроители, включая группу компаний «Геомаш», много лет шли по пути создания самоходных буровых установок на базе гусеничных транспортных машин, как покупных, так и собственного производства.

Вместе с тем, к 2018 году у технических специалистов «Геомаш» сформировалось отчетливое видение проблемы, заключающейся в прямой зависимости габаритных размеров, массы и приводной мощности транспортных средств от потенциальных возможностей бурового и испытательного оборудования, монтируемого на них.

Снаряженный вес самоходных установок, смонтированных на гусеничных транспортных базах повышенной проходимости, обладающих высокой мощностью и насыщенных дополнительным технологическим оборудованием (буровыми насосами, компрессорами, оборудованием для статического и динамического зондирования) достигает 13-18 тонн, вследствие чего они могут транспортироваться на объекты работ по дорогам общего пользования только специализированным большегрузным автотранспортом, что создает эксплуатирующим организациям серьезные логистические затруднения (необходимость согласования с дорожными службами, поиска путей объезда низких путепроводов, наконец – сезонные ограничения движения большегрузного транспорта).

Кроме того, для обслуживания и эксплуатации установок на гусеничных транспортных машинах необходимо вводить в состав буровых бригад квалифицированных механиков-водителей.

На основании проведенного анализа и с учетом пожеланий производственных организаций, выполняющих линейные изыскания, мы пришли к выводу о необходимости создания линейки буровых установок на дистанционно управляемых самоходных гусеничных платформах повышенной проходимости, масса и габариты, которых позволили бы выполнять их доставку к месту работ стандартным грузовым автотранспортом, но при этом мощность силовых агрегатов и грузоподъемность транспортных баз обеспечивали бы размещение необходимого технологического оборудования и его привод.

Подобные буровые установки ранее не выпускались в России, а выпущенные за рубежом технические средства отличает высокая начальная цена и высокая стоимость обслуживания.

На основе изучения и анализа конструктивных особенностей и опыта применения мобильных буровых установок отечественного и зарубежного производства, включая известные российским изыскателям и геологоразведчикам модели серии GM, cпециалисты группы компаний «Геомаш» выполнили разработку серии новых установок, в том числе применив и улучшив наиболее эффективные технические решения, ранее использованные в аналогах.

Работа над проектом заняла почти год и, надо признаться, этот год не был для нас легким. Тем более радостным оказался результат, полученный в ходе цеховых, полигонных испытаний и опытной эксплуатации, стартовых образцов установок УГБ-996 «Пионер» и УГБ-973 «Пионер».

Новинка обеспечивает комплексные полевые исследования, включая опробование грунтов и горных пород до XII категории по буримости одинарными и двойными колонковыми наборами «в-сухую», с промывкой или продувкой, отбор проб во вдавливаемые и забивные грунтоносы, опробование через колонны полых шнеков, а также - полевые испытания грунтов методами статического и динамического зондирования в соответствии с требованиями ГОСТ 19912-2012 и ГОСТ Р ИСО 22476-2-2017.

Новая установка, смонтирована на раме дистанционно управляемой гидроприводной гусеничной вездеходной платформы с приводом от дизельного двигателя с жидкостным охлаждением, укомплектована основным проходным вращателем с гидропатроном, модулями ударно-вращательного и алмазного бурения, автоматическим молотом динамического зондирования, буровым насосом и винтовым компрессором, средствами механизации вспомогательных операций.

Управление основными и вспомогательными операциями может осуществляться как с бортового пульта, так и с пульта дистанционного радиоуправления.

Комплектация установки в базовом исполнении высокомоментным проходным вращателем с гидропатроном и узлом ударно-вращательного бурения, смонтированными на общей каретке, дает возможность оперативного перехода между технологиями бурения при опробовании в сложных геологических условиях.

Так, например, возможна реализация вращательного бурения полыми равнопроходными шнеками диаметром 270 мм, которые в дальнейшем служат временной обсадной колонной при отборе проб ударным способом в забивной грунтонос на колонне бурильных труб, либо забуривание пилотного ствола скважины ударно-вращательным способом через моренные отложения с его последующей углубкой и временной обсадкой полыми шнеками.

В случае необходимости отбора проб в интервалах, сложенных скальными породами VIII-XII категорий по буримости возможен монтаж над проходным вращателем высокооборотного вращателя с буровым сальником, обеспечивающего бурение алмазным породоразрушающим инструментом.

При этом гидропатрон служит не только для передачи крутящего момента и осевого усилия при вращательном бурении с использованием проходного вращателя, но также для спуско-подъемных операций при ударно-вращательном и алмазном бурении, для передачи осевой нагрузки на колонну зонда при статическом зондировании и для подъема зондов статического и динамического зондирования.

Гидроприводной молот динамического зондирования монтируется на направляющей, установленной на каретке механизма подачи над проходным вращателем. При наращивании штанги зонда молот переводится в верхнее положение механизмом подачи, а в процессе углубки колонны зонда – свободно перемещается вниз вместе с ней.

По требованию установка может поставляться с комплектом анкерения установки при статическом зондировании, вспомогательной лебедкой, гидроприводным трубодержателем, совмещенным с раскрепителем резьбовых соединений.

Вес и габариты установок УГБ-996, УГБ-973 при полной комплектации и заправке ГСМ позволяют использовать для их транспортировки стандартные грузовые автомобили с грузоподъемностью от 5 до 8 тонн при условии их комплектации аппарелями.

Установки семейства «Пионер» для инженерно-геологических изысканий:

 Параметры оборудования УГБ-973   УГБ-996
 Ход подачи, мм  2400  2800
 Усилие подачи вверх, кГс  7000  13000
 Усилие подачи вниз, кГс  4000  8600
 Крутящий момент основного вращателя, кГс.м    
  I скорость  350  700
 II скорость  -  350
 Частота вращения основного вращателя, об/мин    
 I скорость  0-135  0…67
 II скорость  -    0…135
Рабочие диаметры зажимного патрона, мм
32-63,5 32-63,5
Частота вращения высокооборотного вращателя, об/мин
1200 1200
Производительность насоса, л,мин
70 150
Рабочее давление насоса, бар
90 90
Производительность компрессора, м3/мин
2,5 5
Рабочее давление компрессора, бар
10 10
Грузоподъемность вспомогательной лебедки, кгс
400 400
Мощность силового агрегата, кВт 
74 104
Масса в полной комплектации, кг
5000 8000


Дальнейшее развитие технических средств на базе дистанционно управляемых самоходных гусеничных платформах повышенной проходимости видится в создании геологоразведочных установок алмазного бурения, установок для бурения скважин под установку тепловых насосов и самоходных установок статического зондирования.

В условиях тяжелого экономического кризиса и ослабления национальной валюты мы сделали очередной шаг по пути реального импортозамещения и уверены, что буровые установки семейства «Пионер», разработанные и изготовленные на предприятиях ГК «Геомаш» с учетом многолетнего опыта зарубежных производителей подобного оборудования и особенностей отечественного рынка, найдут своих потребителей.